В аэропорту Ле-Бурже под Парижем завершается международный авиакосмический салон Paris Air Show 2017. Несмотря на отсутствие крупных заказов стоимость всех проданных самолетов побила восьмилетний рекорд. Да и вообще, авиасалон оказался интереснее, чем ожидалось.
Boeing и Airbus
В центре внимания авиасалона оказалось противостояние двух лидеров рынка коммерческих самолетов — американского Boeing и европейского Airbus. На самом деле, число заказов, приуроченных к выставке, вряд ли может считаться серьезным индикатором успеха или провала, так как динамика контрактов слишком сложна и зависит от очень многих факторов. Тем не менее сложившаяся на авиасалонах традиция заставляет производителей самих участвовать в обсуждении своих достижений.
Формально Boeing впервые за последние пять лет собрал на авиасалоне больше заказов, чем Airbus. По данным американского производителя, за время деловой части Paris Air Show он получил твердые и предварительные заказы на 571 самолет общей стоимостью 74,8 млрд долл. Airbus отчитался о подписании договоров и меморандумов на поставку 326 воздушных судов, стоимость которых приближается к 40 млрд долл. Впрочем, как отметил коммерческий директор Airbus Джон Лихи, число твердых заказов у обоих производителей оказалось примерно одинаковым.
Успех Boeing объясняется запуском на авиасалоне новой ремоторизованной модели Boeing 737MAX-10, самой вместительной в линейке узкофюзеляжных самолетов производителя. Машина, которую американская компания выставила как ответ на создание коммерчески успешного самолета Airbus A321neo, собрала 336 твердых и предварительных заказов.
Формально гонку за число контрактов на Paris Air Show 2017 выиграл Boeing
Фото: Леонид Фаерберг // Тransport-photo.com
Активнее всего самолеты покупали лизингодатели и авиакомпании из азиатских стран. По мере того как в Азии растет средний класс — по некоторым данным, в ближайшее десятилетие его численность увеличится на 1 млрд чел. — расширяться будет и азиатский рынок коммерческой авиации.
Самый крупный твердый заказ на авиасалоне разместил американский лизингодатель GE Capital Aviation Services (GECAS), который в первый же день заключил контракт на 100 самолетов семейства A320neo общей стоимостью 10,8 млрд долл. Тогда же он конвертировал старый договор, заказав 20 Boeing 737MAX-10.
Хотя стоимость самолетов, заказанных на салоне, стала рекордной за восемь лет, значительную часть соглашений составили конвертации и предзаказы, причем это прежде всего относится к Boeing 737MAX-10. В общей сложности на салоне было объявлено о десяти заказах на 336 машин этого типа; из них около 200 ВС заказаны по итогам конвертации существующих контрактов и обязательств. В результате «настоящими» можно счесть заказы только на 135 самолетов, из которых 43 фигурируют в твердых контрактах, а 92 — в предварительных. Это даже позволило Джону Лихи заявить, что запуск нового проекта Boeing оказался совсем не таким впечатляющим, как ожидали в Airbus.
В то время как Boeing и Airbus продают сотни самолетов, пытающиеся потеснить этих двух гигантов новые проекты — канадский Bombardier CSeries, китайский COMAC C919 и российский МС-21 — не получили на выставке ни одного заказа.
Широкофюзеляжный упадок
Широкофюзеляжных самолетов на Paris Air Show 2017 почти не заказывали
Фото: Леонид Фаерберг // Тransport-photo.com
Заказов на широкофюзеляжные самолеты на авиасалоне почти не было. Более того, часть посвященных им объявлений касалась раскрытия сведений об уже заключенных контрактах и перевода опционов в твердую форму. Стоит отметить, что ни один самолет перспективного ремоторизованного семейства Boeing 777X на выставке не был продан.
Слабым продажам широкофюзеляжных машин есть несколько причин. Во-первых, это перенасыщение рынка. Во многих авиакомпаниях понимают, что они уже разместили достаточное число заказов. Например, лидеры американского и мирового рынка American Airlines и Delta Air Lines в этом году уже попросили отложить поставку 32 ВС A350-900. Новые заказы не готовы делать и другие перевозчики. К нынешнему моменту Airbus собрал заказы более чем на 850 A350, Boeing — более чем на 1200 Boeing 787.
Фотогалерея Paris Air Show 2017
Во-вторых, спрос упал со стороны ближневосточной тройки перевозчиков — Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways, на долю которых традиционно приходилась существенная часть заказов на широкофюзеляжные ВС. По ряду причин все три авиакомпании переживают не самые простые времена: это и запрет на провоз компьютеров в ручной клади на рейсах в США, и фактическая изоляция Катара, и общее ослабление экономик этих нефтедобывающих стран.
В-третьих, функции широкофюзеляжных самолетов частично перетянули высокоэффективные ремоторизованные узкофюзеляжные ВС A320neo и Boeing 737MAX. Поставив на эти машины двигатели нового поколения, производители сумели увеличить их «дальнобойность». В результате авиакомпании получили возможность работать на дальнемагистральных направлениях с гораздо меньшими издержками, чем при выставлении широкофюзеляжных самолетов. Например, Norwegian планирует задействовать Boeing 737MAX-8 на рейсах в Северную Америку.
В-четвертых, спрос в широкофюзеляжном сегменте несколько подорвали планы Boeing по разработке нового, промежуточного типа (NMA — New Midsize Airplane), который, как обещают в американской компании, будет сочетать широкий фюзеляж с экономикой узкофюзеляжного самолета. Ожидается, что машина, носящая предварительное обозначение Boeing 797, будет вмещать до 270 пасс. и летать более чем на 9 тыс. км. Учитывая, что проект могут запустить в ближайшие полтора года, многие авиакомпании предпочитают дождаться нового поколения самолетов и подождать с заказами на существующие типы.
Самый успешный участник
Отдельно стоит упомянуть успех франко-американского двигателестроителя CFM International, которому авиасалон в Париже принес рекордное число заказов. За четыре дня компания заключила контракты на 1658 двигателей семейств LEAP и CFM56. С учетом соглашений о послепродажном обслуживании CFM International подписала договоры на 27,3 млрд долл. Крупнейшими заказчиками производителя стали лизингодатели GECAS (200 двигателей LEAP-1A) и Avolon (150 LEAP-1B).
Россия и ближнее зарубежье
В этом году гражданское подразделение ОАК впервые представлено обособленно
Фото: ATO.ru
Российские производители о заключении контрактов на авиасалоне не объявляли, хотя переговоры с потенциальными клиентами велись. Не исключено, что новости о получении заказов приберегаются для авиасалона МАКС-2017, который в июле пройдет в подмосковном Жуковском. Впрочем, совсем без новостей не обошлось: было объявлено, что «Ильюшин» вместе с Pratt & Whitney Canada решили реанимировать проект Ил-114-100 — модификацию турбовинтового самолета, оснащенную канадскими двигателями.
Говоря о российском участии в Ле-Бурже, стоит отметить, что в этом году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) впервые выставила свое подразделение гражданских самолетов в качестве отдельного участника. Да и вообще, повестка ОАК была скорее гражданская, что перекликается с недавно взятым корпорацией курсом по наращиванию доли невоенной продукции.
О заказах не объявляло и украинское предприятие «Антонов», однако производитель рассказал о будущем совместного с Саудовской Аравией проекта транспортного самолета Ан-132: производиться он начнет на Украине, выпуск в Саудовской Аравии наладят в 2020–2022 гг., за 10–15 лет собрать планируется до 300 бортов.