Самолет является продолжателем традиций весьма успешной серии Citation Jet. Первый полет состоялся 5 мая 2008 года. Благодаря инновационным конструкторским решениям Citation CJ4 вышел на принципиально новый уровень и достаточно неожиданно для многих сумел догнать и даже превзойти по многим показателям своих основных конкурентов. Высокая крейсерская скорость, отличная дальность беспосадочных перелетов, более просторный по сравнению с предшественниками салон, продвинутые системы навигации, мощные двигатели и множество иных не столь заметных. Самолет показал весьма приличные показатели на испытаниях и заказать Cessna Citation CJ4 многие бизнесмены предпочли заранее. Cessna Citation CJ4 — это один из безусловных лидеров в нише легких самолетов для бизнес авиации. Это лучший представитель семейства узкофюзеляжных Citation Jet. Реорганизованная кабина пилотов позволяет уменьшить рабочую нагрузку на экипаж, а все заявленные производителем характеристики соответствуют реальному положению дел. Стоит ли удивляться тому факту, что аренда Cessna Citation CJ4 по популярности превзошла ожидания многих специалистов.
CJ4 — первая узкофюзеляжная Cessna со стреловидным крылом (12,5 градусов на четверти хорды). Площадь крыла — 30,7 м2. Аэродинамические характеристики при полете на высоких скоростях не менее впечатляющи.
Максимальная эксплуатационная скорость была увеличена до 0,77М, что почти не проигрывает в сравнении с 0,78M у Phenom 300 и 0,81M у Learjet. Но для рутинной эксплуатации более ценно то, что скорость, при которой аэродинамическое сопротивление крыла начинает экспоненциально расти вследствие появления скачков уплотнения, находится существенно выше максимально допустимой и это обеспечивает эффективную эксплуатацию на высоких крейсерских скоростях. Стоит отметить, что все показатели дальности при максимальной крейсерской скорости (в том числе и 3700 км с резервным запасом топлива) приводятся производителем из расчета наличия пяти пассажиров и двух членов экипажа на борту. Снижение скорости увеличивает дальность чуть больше, чем на 8%.
Т-образное хвостовое оперение заимствовано у CJ3. Его киль имеет удлиненную хорду для улучшения путевой управляемости, а размер стабилизатора увеличен для улучшения продольной устойчивости, что имеет важное практическое значение, учитывая высокие крейсерские скорости CJ4.
Сборка фюзеляжа осуществляется «снаружи внутрь», то есть сначала собирается обшивка, которая удерживается посредством вакуумных стапелей. Это гарантирует безупречную обтекаемость корпуса. Затем внутрь вставляется каркас и «начинка». Cessna активно использует конструкционный клей для соединения различных элементов, и за последние три с лишним десятилетия производства компания добилась в этом большого мастерства.
Помимо явного преимущества — снижения аэродинамического сопротивления, один из плюсов такой технологии — сокращение времени производства. Однако по сравнению с механическим крепежом клеевые соединения могут заметно утяжелить самолет.
В случае CJ4 этот риск остался чисто теоретическим: в конечном счете самолет оказался на 8 кг легче, чем предполагали конструкторы. Вес пустого снаряженного самолета (включая двух пилотов) составляет 10242 фунтов (4646 кг).
Существенной переделке подвергся нос самолета. В частности, его профиль стал более аэродинамическим, он также получил коническое усиленное лобовое остекление.
По сравнению с предшественниками серии CJ у CJ4 самые усовершенствованные системы. Так, например, изменения, коснувшиеся электрики, по-настоящему впечатляют. Для узкофюзеляжных самолетов семейства уровень дублирования беспрецедентен: все бортовое радиоэлектронное оборудование, включая автопилот, имеет четырехкратное резервирование. И даже в невероятном случае отказа всех четырех источников питания мощности основного аккумулятора хватит для минимального обеспечения самолета электроэнергией, требующейся для завершения полета.
Несомненно, CJ4 — самый способный из всего семейства узкофюзеляжных Citation. Он по всем показателям превосходит Encore+, а стоит чуть ли не на 400 тыс. долл. меньше. Неслабую конкуренцию этому самолету составил бы Hawker 450, оснащенный авионикой последнего поколения и двигателями PW535, — если бы программа не пала жертвой сокращения производственных расходов. Пока что, судя по результатам испытаний, CJ4 опережает основного соперника, Phenom 300, по большинству ЛТХ. Впрочем, стоит дождаться окончательных цифр и от Embraer, чтобы судить об отрыве.
Хотя некоторые из прямых конкурентов CJ4 могут похвастаться более просторными салонами, Cessna предлагает труднооспоримое сочетание удовлетворительного комфорта для пассажиров, хороших ЛТХ, инновационных технологий и превосходного обслуживания. Это позволяет заключить, что CJ4 создал для себя особую рыночную нишу, которая обеспечит ему хорошую продаваемость. Однако Cessna, как и земляки-конкуренты из Вичиты — Hawker Beechcraft и Bombardier Learjet, теперь вынуждена постоянно оглядываться на Embraer. Их троевластию на рынке легких джетов пришел конец.